г.Уссурийск, ул. Некрасова д.94(Пн.-Пт. 9:00 - 18:00)
+7 (4234) 384020
23.01.2018

Электронный больничный: ФСС рассказал, как порвать с бумагой

23.01.2018

С 1 июля 2017 года в России начался переход на систему электронных листов нетрудоспособности. О том, насколько успешно идет эта кампания и чем электронный больничный удобнее бумажного, БУХ.1С рассказал заместитель руководителя Департамента информационных технологий и защиты информации ФСС Дмитрий Селиванов.

1 июля 2017 года вступил в силу федеральный закон №86-ФЗ от 1 мая 2017 года. В соответствии с ним листок нетрудоспособности может выдаваться не только в бумажном, но и в электронном виде. Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) формируется в автоматизированной информационной системе. Его номер присваивается Фондом социального страхования. ЭЛН подписывается электронными подписями уполномоченных лиц. Он имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бумажном бланке.

Дмитрий Вадимович, а чем плоха была система с бумажными больничными?

Она была не плоха. Она была, скажем так, несовершенна. Смотрите сами. За 2016 год ФСС выплатил более 330 млрд рублей по 40 миллионам больничных листов. При этом 1,6 млн бланков листков нетрудоспособности было испорчено, соответственно, по ним были повторные обращения и выдавались дубликаты.

Бумажные больничные – это лишние хлопоты для всех. Медицинская организация должна заказывать бланки (в том числе про запас), доставлять их к себе, хранить и учитывать (это же бланки строгой отчетности).

Больничный, как известно, врач должен заполнять со слов застрахованного. Очень часто бывают ошибки - в форме собственности работодателя, названии компании и т.д. Человек приносит больничный работодателю, а тот говорит - неправильно заполнено, возвращайся, переделывай, а то не приму. В результате врачи обычно оставляют это поле незаполненным, чтобы работодатель сам вписывал туда информацию.

Страхователь (работодатель) обязан убедиться в правильности заполнения бланка больничного. Если он примет неправильно заполненный бланк, потом может и на штраф попасть. Из бумажного бланка сведения нужно вручную перенести в собственную учетную систему работодателя. Разумеется, нужно правильно рассчитать размер пособия. А бланк необходимо хранить: в течение трех последующих лет ФСС может прийти с проверкой.

С электронным больничным ситуация меняется?

Естественно. Давайте рассмотрим функции участников процесса подробнее.

Застрахованное лицо дает медицинскому учреждению добровольное письменное согласие на формирование ЭЛН. Наша единая интегрированная информационная система «Соцстрах» генерирует его номер. Медицинская организация, соответственно, запрашивает у ФСС номер ЭЛН (при этом в ФСС сразу понимают, какая именно организация его запрашивает, что резко сокращает возможности для фальсификации), заполняет ЭЛН и направляет его в ФСС.

ФСС, в свою очередь, обеспечивает прием, обработку и хранение сведений о страховых случаях. Рассчитывает и выплачивает пособия застрахованному (в пилотном проекте «Прямые выплаты», который на сегодняшний день охватывает 33 региона из 85).

Работодатель-страхователь запрашивает у ФСС сведения о периоде нетрудоспособности по номеру ЭЛН , а затем формирует и передает сведения о заработке застрахованного для расчета пособия в ФСС. При этом данные ЭЛН в учетную систему работодателя загружаются автоматически. Затем он рассчитывает и выплачивает пособия (в пилотном проекте «Прямые выплаты» – только первые 3 дня нетрудоспособности). В том же проекте «Прямые выплаты» - формирует и направляет в ФСС реестр для назначения пособия.

А застрахованному лицу остается немногое: сообщить номер оформленного ЭЛН страхователю, оформить заявление на выплату и получить пособие от страхователя и/или ФСС (в зависимости от схемы выплат).

Каким образом медицинские организации включаются в процесс перехода на ЭЛН?

Для государственных клиник доступны три пути. Первый - через Единую Государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ). Взаимодействие с информационной системой ФСС при этом проходит через СМЭВ – систему межведомственного электронного взаимодействия.

Второй вариант – это реализация сервисов ЭЛН в медицинской информационной системе медицинской организации (МИС МО). В этом случае МИС МО соединяется с информационной системой ФСС по защищенному каналу посредством сети Интернет, и врачам не надо отвлекаться на работу в других информационных системах.

Наконец, третий вариант: воспользоваться бесплатным продуктом, который разработан ФСС – «Автоматизированное рабочее место медицинской организации» (АРМ МО ФСС). В отличие от МИС МО, это программное обеспечение можно использовать для работы с ЭЛН, пока не будут доработаны МИС МО.

Для коммерческих клиник варианты те же, исключая ЕГИСЗ. То есть из МИС МО можно напрямую оформить электронный больничный. Либо можно воспользоваться уже упомянутым бесплатным АРМ МО ФСС.

А сам застрахованный? Раньше он мог подержать в руках свой бумажный больничный и хотя бы прочитать, что в нем написано. А сейчас как?

Все подробности о своем больничном он может узнать в новом сервисе - личном кабинете застрахованного лица на сайте ФСС. В нем можно увидеть как текущий статус больничного, так и историю всех больничных, когда-либо выписанных человеку. Об изменениях в личном кабинете можно узнавать также по электронной почте в системе госуслуг или посредством нашего бота в мессенджере Telegram. В перспективе перед нами ставится задача максимально расширить число способов электронного уведомления.

Кстати, никаких новых секретов о состоянии здоровья электронный больничный не раскрывает, в этом плане разницы с бумажным документом нет.

Накладывает ли дополнительные сложности новая система на страхователей?

Для страхователей процедура заполнения больничных однозначно становится проще, экономия времени налицо. Во-первых, страхователю не надо проверять правильность заполнения ЭЛН, во-вторых, данные загружаются автоматически, тем самым исключаются ошибки ручного набора, в-третьих, не надо заботиться о хранении бумажных копий, так как все храниться у оператора ИС ЭЛН ФСС, в-четвертых, упрощается процедура первичной проверки документов, она попросту происходит автоматически.

Для информационного взаимодействия в электронном виде, естественно, нужны средства криптозащиты, которые реализуются с использованием усиленной квалифицированной цифровой подписи, но на текущий момент электронное взаимодействие работает со многими федеральными органами и финансовыми институтами с использованием ЭП. В электронном взаимодействии по ЭЛН можно использовать уже выданные ЭП аккредитованными удостоверяющими центрами, в этом плане наш сервис полностью унифицирован.

Какова текущая статистика применения электронных листков нетрудоспособности?

Темпы перехода на ЭЛН значительно опережают наши ожидания. На сегодняшний день принято более 250 000 ЭЛН от 3800 медицинских организаций, более 20000 страхователей, более 200 000 застрахованных.

Система ЭЛН в той или иной степени внедрена во всех 85 регионах Российской Федерации. При этом в 30 субъектах число медицинских организаций, применяющих ЭЛН, превышает половину от их общего количества. Москва стоит несколько особняком, здесь ЭЛН применяется еще редко, но это связано с тем, что столица использует единую медицинскую информационную систему и готовится перейти на ЭЛН сразу целиком, на 100%.

Вы упомянули интеграцию ЭЛН с коммерческими учетными системами. Насколько удобно, на ваш взгляд, использование электронных больничных реализовано в продуктах 1С?

С 2015 года, когда ЭЛН пилотировался в Белгородской и Астраханской областях, ФСС сотрудничает с основными российскими разработчиками бухгалтерского программного обеспечения. «1С» была одной их тех компаний, которые поддерживали пилотное внедрение электронных больничных. В результате к 1 июля 2017 года опыт был уже накоплен, и страхователи получили обновления программ 1С, поддерживающие применение ЭЛН.
Электронный больничный 2017: взаимодействие с ФСС и расчет в программах 1С

В частности, в зарплатных решениях 1С поддерживается возможность работы с ЭЛН и информационного обмена с ЕИИС «Соцстрах». То есть работодатели, работающие с программным обеспечением 1С, могут производить расчет пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам на основании ЭЛН, сформированного и размещенного в информационной системе Фонда, без лишних трудозатрат.

Схема взаимодействия между застрахованным лицом, работодателем, ФСС и медицинским учреждением выглядит следующим образом:

1. Работник (застрахованное лицо) дает медицинскому учреждению письменное согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

2. Медицинское учреждение формирует ЭЛН (поддерживается в решениях 1С:Медицина), подписывает его усиленной квалифицированной подписью врача и медицинской организации и отправляет всю информацию по больничному в ФСС.

3. Медицинское учреждение выдает работнику номер ЭЛН для передачи его страхователю-работодателю.

4. Работник сообщает работодателю номер ЭЛН.

5. Работодатель по номеру ЭЛН непосредственно из своей программы 1С запрашивает и получает из базы ФСС все данные больничного.

6. По полученным из базы ФСС данным в программах 1С автоматически рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности (сведения о страхователе, о застрахованном лице, о среднем заработке, стаже работы и другая необходимая информация уже хранится в 1С)

7. Работодатель оплачивает работнику листок нетрудоспособности.

8. Информация о сумме выплаченного пособия отправляется в ФСС.

9. ФСС оплачивает пособие (для регионов с «прямыми» выплатами).


Источник: https://buh.ru/

X
    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных